Обычная
версия сайта
  Размер шрифта:   Шрифт:   Межсимвольный интервал:   Межстрочный интервал:   Цветовая схема:   Изображения:

 

Страничка педагога-психолога

 

 Вас консультирует педагог-психолог:

Падлужная Евгения Владимировна

__________________________________________________________

 

Развод родителей -стресс у ребенка

         Семейная жизнь, к сожалению, не постоянный источник радостей, но развод - тоже не спасение от конфликтов, переживаний и просто бытовых трудностей. Задумайтесь, для чего затевался развод? Что изменилось в жизни вашего ребенка к лучшему? Несмотря на то, что для взрослых развод - это болезненное, малоприятное, драматическое переживание, тем не менее, они идут на него из лучших побуждений и по собственной воле. Для детей расставание родителей - это всегда разрушение привычной среды обитания.

Дети из разведенных семей вступают в юность обеспокоенными, подавленными, неуверенными в своих способностях, а то и попросту озлобленными.

 

Последствия послеразводового стресса для детей:

1. Нарушение их адаптации в повседневной жизни;

2. Изменения представлений о любви и верности, о том, какой должна быть семья.

Дети разведенных родителей меньше всего дорожат сплоченностью семьи и не имеют навыков позитивного разрешения семейных конфликтов

 

Выявлены некоторые закономерности между реакцией на послеразводовый стресс полом ребенка и его возрастом.

__________________________________________________________________________________________________________ 

    Стресс у девочки: носят переживания 'в себе', и внешнее поведение может у них почти не меняться, но могут появиться другие признаки нарушения адаптации: пониженная работоспособность, чрезмерная утомляемость, депрессия, отказ от общения, слезливость, раздражительность. Ведущие переживания - грусть и обида. Две трети девочек, многие из которых внешне кажутся преодолевшими кризис, достигнув зрелости, неожиданно становятся глубоко обеспокоенными, теряют способность выбора, испытывают страх измен и предательств в интимных отношениях.

 

    Стресс у мальчика: для них характерны более очевидные нарушения поведения, носящие иногда явно провокационный характер. Это может быть воровство, сквернословие, побеги из дома. Ведущие переживания - гнев и агрессивность. Мальчики могут выражать свою агрессивность по-разному, могут демонстративно отказаться говорить с отцом, но если отец вне дома, - пытаться повышать голос на мать. Обычная история - уйти из дома, не предупредив заранее об этом мать. Многие мальчики, достигнув половой зрелости, так и не могут выработать в себе чувство независимости, уверенности, целеустремленности.

 

     Тяжело переживают распад семьи дети дошкольного возраста.

В целом, маленькие дети могут дать понять о своем неблагополучии только одним способом - заболеть, что они и делают. Экземы, гастриты, заикание, навязчивые движения - все это наиболее типичные проявления внутреннего напряжения детей, с помощью которых они предлагают взрослым задуматься о семейном климате.

 

Дети 2.5-3.5 лет реагируют на распад семьи плачем, расстройством сна, повышенной пугливостью, снижением познавательных процессов, проявлением неопрятности, пристрастием к собственным вещам и игрушкам. Они с большим трудом расстаются с матерью. В игре создают вымышленный мир, населенный голодными, агрессивными животными.

 

Дети 3.5-4.5 лет отмечаются повышенной гневностью, агрессивностью, переживают чувства утраты, тревожности. Экстраверты обычно становятся замкнутыми и молчаливыми. У некоторых детей наблюдается характерное проявление чувства вины за распад семьи.

 

Дети 5-6 лет более агрессивны и тревожны. Их отличает раздражительность, неугомонность, гневность. Дети этой возрастной группы достаточно отчетливо представляют, какие изменения в их жизни вызывает развод. Они способны рассказать о своих переживаниях, тоске по отцу, желании восстановить семью.

 

Наиболее уязвим при распаде семьи единственный ребенок.

 

Те, у кого есть братья и сестры, намного легче переживают развод: дети в таких ситуациях высказывают друг другу свои переживания, что значительно снижает эмоциональное напряжение и уменьшает вероятность нервных срывов.

 

Вместе с тем иногда развод может расцениваться как благо, если он изменяет к лучшему условия формирования личности ребенка, кладет конец отрицательному воздействию на его психику супружеских конфликтов.

 

1. Нужно добиться того, чтобы ваша семья так и осталось семьей;

 

2. Нужно свести к минимуму негативные последствия для детей;

 

3. Нужно принять развод как неотъемлемую часть бытия.

(По материалам интернетсети)

 

 

 

 

 

         "Ваш ребенок лентяй?" 

 

Вообще, первое, что нужно сделать, встав перед фактом чужой лени, - это расслабиться и не сильно давить на педали. Иначе отношения испортишь, а воз останется там же, где стоял.

Лучше найти компромисс между своим взрослым "надо" и его детским "хочу": не существовало еще на свете ребенка, который бы поленился делать то, что ему "хочется" и "нравиться". Лень встает на защиту своих интересов, только если есть опасность потратить драгоценное время жизни на нелюбимое занятие. "Не люблю физику (астрономию, географию)!!!" - означает, что эти предметы лень делать. "Ненавижу вытирать пыль" - означает, что лучше пусть она обсыплется самостоятельно, когда придет ее время. Там, где нет интереса, всегда воцаряется лень!

Возникает классический вопрос: "Что делать?" На который просится только креативный ответ: "Включать движок авантюризма модели "Том Соейер"". И научить своего "зайчика-котика" зажигать звезды во время покраски забора и вызывать "завидки" у окружающих своей роскошной дырой на месте выпавшего молочного зуба. В противном случае, Ваши нравоучения покажутся скучными даже Вам самим, а жизненный путь Вашего ребенка может пойти в прямо противоположную сторону от места, где торжествует "богатство и здоровье".

Ребенок игнорирует мытье посуды? А Вы предложите сделку: помыть посуду вместе, но на скорость. Выигравшим считается тот, кто помыл больше, и за это он может, например, опрыскать проигравшего водой или заставить бедолагу прокричать: "Я шпанский мозгляк, Навуходоносорова вошь, уличенная в кровопийстве"...Да что угодно, главное, чтобы было весело. (Наверное, излишне упоминать, что Вы должны, как боксер, "лечь на ринге" и не стремиться к победе в этом состязании). И запомните: в отличие от Вас, лень не обладает воображением. Синдром подмены ее парализует: лень упивается игрой, а дело становиться всего лишь фишкой, без которой игра невозможна.

Безделье не выносит изобретательности, хотя, с другой стороны, само изобретательно по части всяких хитрых уловок. Поэтому любому пращуру придется постоянно совершенствоваться в этой схватке. Иначе придется наступить на горло песни собственной лени и делать все самому (включая и физику).

Как известно, золотое правило бездельника - "Не делай сегодня того, что можно сделать завтра. И не делай завтра того, что можно вообще не делать". Зачем утреннее напряжение с уборкой кровати, если вечером придется ее разбирать? Тоже правда. Поэтому возьмите и сфотографируйте сначала убранную, а затем - неубранную кровать (для художественности можно положить пару-тройку надкушенных бутербродов и огрызок яблока на одеяло), обрамите два этих фотошедевра в красивую рамку и, с подписью "красота спасет мир", повесьте над предметом Ваших ежедневных страданий. Лень, конечно, слепа, но не настолько, чтобы не содрогнуться от очевидной гадости.

Ваш ребенок разбрасывает свои вещи где попало? И Вас это раздражает? Не проблема - выбрасывайте все, что лежит не на месте (ну ладно, можно надолго их спрятать, если "жаба душит"). Два-три месяца - и можно праздновать победу! Для этого случая можно избрать и тактику Л.Н. Толстого, базирующуюся на "непротивлении злу насилием", например: насыпьте на каждую не положенную на место вещь (или вокруг нее) конфет, украсьте ее бантиком, зажгите вокруг нее свечи, рассыпьте конфетти и серпантин, блестки, да что хотите. И попробуйте отпраздновать "новый год" в честь каждого разложенного на рояле носка. Лени приятно, и Вам весело. Правда, после пары таких представлений вещи как-то сами собой попадают на место.

В борьбе за порядок в доме не забывайте главное правило: "Чисто не там, где метут, а там, где не сорят!" Если ребенок с детства будет приучен класть вещи на место, откуда взял, то проблем с порядком у вас не будет.

В борьбе с чужой ленью главное - соблюдать правила партизанской войны: скрытность, неожиданность, спокойствие и чувство юмора.

(По материалам интернета)

 

 

 

 

 

 

 

Психолог родителям:

 

 "Второй ребенок в семье"

 

                В большинстве своем дети испытывают сильное чувство ревности при появлении в семье новорождённого. Особенно остро реагируют на эту ситуацию дети до 5-ти лет, ибо они ещё очень зависимы от родителей и их интересы связаны в основном с семейным кругом. После 6-ти лет ребёнок, как правило, несколько отдаляется от родителей, для него становится важным и расположение сверстников. Его жизненное пространство расширяется, начинает выходить за рамки семьи. Поэтому, когда старший ребёнок с появлением нового члена семьи отходит в глазах взрослых на второй план; ему легче с этим смириться. Однако родители должны иметь в виду, что даже подростки, при их обострённой и выставленной напоказ тяге к самостоятельности, могут, не отдавая себе в этом отчёта, ревновать мать к малышу. 
С появлением в семье нового ребёнка чувство заброшенности, покинутости, ненужности особенно остро переживают первенцы, которые привыкли быть в центре внимания родителей и ни с кем не делить их любовь. В многодетной семье каждый следующий ребёнок гораздо спокойнее воспринимает появление нового малыша. Ведь его положение в семье как одного из детей не меняется. 

Детская ревность проявляется в самых различных формах. Многие 2-3-летние дети (а иногда и 4-5-летние) при появлении в доме новорождённого всячески демонстрируют родителям желание стать такими же маленькими, как он. Например, ребёнок просит, чтобы его покормили из соски, побаюкали на руках, покатали в коляске. Он вдруг начинает пачкать штанишки, мочиться в постель, сосать палец, стремясь во всём походить на младенца. 
Что же делать родителям в таких случаях? Разумнее всего отнестись к подобному поведению ребёнка с юмором. Если он настаивает, играя отнесите его на руках в кроватку, побаюкайте некоторое время, дайте ему соску или бутылочку с молоком. По-видимому, Ваш малыш думает, что быть младенцем необыкновенно приятно, а то, что мать проделывает с новорождённым, должно доставлять ему огромное удовольствие. Когда он увидит, что Вы не отказываете ему в таком же уходе, а молоко из бутылочки и катание в коляске не так уж приятны, он скорее успокоится и ревность не будет его так тревожить. 

Нередко ревность выражается в агрессии. Старший ребёнок старается обидеть малыша, сердится, когда тот плачет, ругает его, придумывает обидные прозвища. Это недовольство новорождённым иногда переносится на мать. Бывает, что старший ребёнок становится капризным, непослушным. Он может назло матери разбрасывать игрушки, пачкать ковёр и даже разбить её любимую вазу. Некоторые дети, наоборот, становятся очень плаксивыми, зависимыми, теряют всякий интерес к самостоятельным занятиям. Они способны целый день ходить за матерью, досаждая ей нытьём. Они плачут и обижаются из-за всякого пустяка. 
Иногда ревность принимает такую неожиданную форму, что её трудно распознать. К примеру, старший ребёнок полностью переключает своё внимание на малыша, всё время о нём беспокоится, говорит, вспоминает, когда не видит. На прогулке может заметить: "Наш малыш такой умный, он различает автобус и троллейбус". Мама довольна своим старшим. В разговоре со знакомой она хвалит его и сообщает, что он ничуть не ревнует её к малышу. Она заблуждается. Такая фиксация старшего ребёнка на всём, что связано с младшим, свидетельствует о глубоко спрятанной ревности, в которой ребёнок боится признаться себе самому. 

Как же помочь ему справиться со сложной жизненной ситуацией? 
Главное, что Вы должны сделать – это дать старшему ребёнку возможность почувствовать себя более взрослым, выступить в роли вашего помощника. 
Расскажите ему, каким он был в младенчестве. Напомните, как он рос, какие знания и умения постепенно приобретал. Скажите ребёнку, что теперь он уже большой и Вы считаете его сильным, умным, умелым и ловким. Он многое умеет делать самостоятельно, а Вам так трудно с малышом, который ещё совсем мал и, беспомощен. Попросите его помочь. Пусть он принесёт бутылочку с молоком или пелёнки. Покачает малыша, покажет ему погремушку, поговорит с ним, во время купания польёт на него воду. Скоро Вы обнаружите, что старший ребёнок становится незаменимым помощником, охотно, с энтузиазмом выполняющим свои новые обязанности. Обязательно похвалите его за все старания. Всячески подчёркивайте, какой он хороший помощник, как Вы цените его помощь. Маленьким детям всегда хочется подержать новорождённого на руках, а матери, конечно, боятся доверять им это. Однако Вы можете посадить ребёнка на диван, положить ему на руки младенца и посидеть рядом. Это тоже способ помочь ребёнку превратить свою неприязнь к малышу в покровительство, сотрудничая с Вами в уходе за ним. 

Кроме того, очень важно не забывать показывать малышу, что Вы по-прежнему его любите. Выберите время, когда Вы свободны от всех других забот, и уделите внимание ему одному. Можно поговорить с ним о чём-нибудь для него очень важном (о новом друге, коллекции марок, о том, как летом вы поедете на дачу, будете ловить рыбу и ходить в лес за грибами). Почитайте ему любимую книжку, поиграйте вместе. Время от времени говорите ему нежные слова, берите его на руки, целуйте, гладьте по голове. Это успокоит ребёнка, он не будет чувствовать своей заброшенности и ущемления прав. 
Лучше готовить ребёнка к появлению нового члена семьи заранее. Ему важно знать, что скоро у него появится брат или сестра. Расскажите ему, каким крошечным сначала будет новый малыш и как о нём нужно будет заботиться. А потом он вырастет, и с ним будет очень интересно играть в паровозик, кубики, в школу. 
Помните, что рождение младенца должно как можно меньше изменять жизнь старшего ребёнка, особенно если он был единственным в семье. Если старшего ребёнка нужно переселить в другую комнату или Вы решили отдать его в детский сад, сделайте это заранее, чтобы изменения в своей жизни он не связывал с появлением новорождённого и не считал, что от него просто избавились. 

Особое значение имеет тот период, когда мать находится в родильном доме. Важно, чтобы за ребёнком был хороший уход, чтобы малыш не чувствовал себя одиноким и покинутым, чтобы рядом были люди, выражающие ему свою любовь и нежность. Имейте в виду, что ребёнок, который провёл несколько дней в разлуке с матерью, будет разочарован и даже травмирован, когда мать, вернувшись из родильного дома с новорождённым, в суматохе не обратит на него внимания. Для того чтобы избежать этого, лучше всего заранее отправить старшего ребёнка погулять или в гости, а когда суматоха уляжется и мама немного отдохнёт, она будет готова обнять своего старшего ребёнка и уделить ему внимание. Предоставьте старшему возможность первым заговорить о новорождённом. 

В первые несколько недель лучше не выказывать особой любви, восхищения, восторга в адрес младенца на глазах у старшего ребёнка. Делайте это в его отсутствие. Развитию чувства ревности у старшего ребёнка может способствовать неправильное поведение отца и других родственников. Лучше, чтобы отец, приходя домой, не спрашивал с порога: "Ну, как там наш малыш?" – а поговорил со старшим ребёнком, и только когда тот займётся игрой, шёл посмотреть на младшего. 

Пусть бабушка, дедушка и другие родственники и знакомые, приходя к вам посмотреть на малыша, уделяют внимание также и старшему ребёнку, приносят подарки не только новорождённому, но и ему. На всякий случай купите несколько недорогих игрушек, чтобы в случае необходимости Вам было что подарить старшему ребёнку. 
Помните, что Вы ни в коем случае не должны отталкивать от себя старшего ребёнка, не прогоняйте его из комнаты, когда занимаетесь с младшим, не стыдите за капризы и проявления ревности, не сравнивайте детей, оценивая младшего выше, чем старшего ("Даже наш малыш так не капризничает как ты"), не отказывайте ребёнку в ласке под предлогом того, что он уже большой. Помните, для любого ребёнка появление в семье ещё одного малыша – серьёзное испытание, справиться с ко
торым ему помогут Ваша поддержка и любовь!

Источник: Психология Вашего младенца: у истоков общения и творчества. - М.: Издательство ACT, 1996. - 384 с.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Консультация для родителей

 

"Кризис трех лет"

 

      Кризис 3 лет - граница между ранним и дошкольным детством - один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений, кризис выделения своего «я». Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения. Изменение позиции ребенка, возрастание его самостоятельности и активности, требуют от близких взрослых своевременной перестройки. Если же новые отношения с ребенком не складываются, его инициатива не поощряется, самостоятельность постоянно ограничивается, у ребенка возникают собственно кризисные явления, проявляющиеся в отношениях с взрослыми (и никогда - со сверстниками).

 

      К трем годам резко возрастает стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, что и находит свое выражение в кризисе трех лет. Этот кризис внешне обычно проявляется в негативизме, упрямстве, строптивости, своеволии ребенка в общении с близкими взрослыми. Новое видение «Я» через призму своих достижений кладет начало бурному развитию детского самосознания. Становление такой системы «Я», где точкой отсчета является достижение, оцененное окружающими, знаменует собой переход к дошкольному детству.

 

     На подходе к кризису присутствует четкая когнитивная симптоматика:

  • острый интерес к своему изображению в зеркале;
  • ребенок озадачивается своей внешностью, заинтересован тем, как он выглядит в глазах других. У девочек отчетливо проявляется интерес к нарядам; мальчики же начинают проявлять озабоченность своей эффективностью (например, в конструировании) и остро реагируют на неудачу.

Кризис 3-х лет относится к числу острых. Поведение ребенка в этом периоде почти не поддается коррекции. Период труден как для взрослого, так и для самого ребенка. Основные проявления периода называют семизвездием кризиса 3 лет.

  • Негативизм выражается в том, что ребенок выдает реакцию не на содержание предложения взрослых, а на то, что оно идет от взрослых и стремится сделать наоборот, даже вопреки собственному желанию.
  • Упрямство.Ребенок настаивает на чем-то не потому, что хочет, а потому, чтоонэтого потребовал, он связан своим первоначальным решением.
  • Строптивость.Она безлична, направлена против норм воспитания, образа жизни, который сложился до трех лет.
  • Своеволие.Стремится все делать сам.
  • Протест-бунт.Ребенок в состоянии войны и конфликта с окружающими.
  • Симптом обесцениванияпроявляется в том, что ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей.
  • Деспотизм.Ребенок заставляет родителей делать все, что он требует. По отношению к младшим сестрам и братьям деспотизм проявляется как ревность.

          Кризис трех лет протекает, как кризис социальных отношений и связан со становлением самосознания ребенка: появляется позиция "Я сам",ребенок познает различие между "должен" и "хочу".

        Если кризис протекает вяло, это говорит о задержке в развитии аффективной и волевой сторон личности. У детей начинает формироваться воля, которую Э.Эриксон назвал автономией (независимостью, самостоятельностью). Дети перестают нуждаться в опеке со стороны взрослых и стремятся сами делать выбор. Чувство стыда и неуверенности вместо автономии возникают тогда, когда родители ограничивают проявления независимости ребенка, наказывают или высмеивают всякие попытки самостоятельности.

 

         В раннем детстве ребенок активно познает мир окружающих его предметов, вместе с взрослыми осваивает способы действий с ними. Его ведущая деятельность - предметно-манипулятивная, в рамках которой возникают первые примитивные игры. К трем годам появляются личные действия и сознание «я сам» - центральное новообразование этого периода. В три года поведение ребенка начинает мотивироваться не только содержанием ситуации, в которую он погружен, но и отношениями с другими людьми. Хотя его поведение остается импульсивным, появляются поступки, связанные не с непосредственными сиюминутными желаниями, а с проявлением «я» ребенка.

Зона ближайшего развития ребенка состоит в обретении "могу": он должен научиться соотносить свое "хочу" с "должен" и "нельзя" и на этой основе определить свое "могу". Кризис затягивается, если взрослый стоит на позиции "хочу" (вседозволенность) или "нельзя" (запреты). Следует предоставить ребенку сферу деятельности, где бы он мог проявлять самостоятельность.

 

         Эта сфера деятельности – в игре. Игра с ее особыми правилами и нормами, которые отражают социальные связи, служит для ребенка тем "безопасным островом, где он может развивать и апробировать свою независимость, самостоятельность" (Э. Эриксон).

 

 

 

 

 

 

Консультация для родителей

 

"Главное, что нужно знать о темпераменте"

 

       Темперамент – врожденное неизменное свойство нервной системы. От него зависит поведение ребенка, его работоспособность, выносливость, то, как он отреагирует на ситуацию.

     Какой тип темперамента преобладает у Вашего ребенка? Тест для родителей.

Каждый вопрос этого теста имеет 4 варианта ответов. Вы из четырех ответов выбираете один - тот ответ, что более всего характеризует Вашего малыша и запишите себе № вопроса и ответ – а, б, в или с. 


Вопросы: 
1.Какие игры любит ребенок 
а) тихие, спокойные. Может долго играть в одиночестве; 
б) предпочитает тихие игры, но все время отвлекается и быстро устает; 
в) очень любознателен и любит подвижные игры; 
г) Выбирает подвижные, шумные игры, нуждается в новых впечатлениях и зрителях. 

2) Реакция ребенка на критику взрослых 
а) Молча, спокойно соглашается с тем, что виноват; 
б) Обеспокоен, обижается, плачет; 
в) Обещает, что больше не будет поступать подобным образом, но тут же забывает свое обещание и делает тоже самое; 
г) Кричит в ответ, злится, возмущается, может топать ногами, бросить что-то и все равно поступит по-своему. 
3 Общение со сверстниками 
а) Говорит спокойно без лишних эмоций, неспешно, но отчетливо; 
б) Очень нерешительный - предпочитает оставаться в тени; 
в) Четко, внятно, быстро. Но при этом слушает, что говорят другие и прислушивается к их мнению; 
г) Громко, быстро, возбужденно, иногда с раздражением. При этом не учитывает мнение окружающих. 
4 Принятие решений 
а) спокойно, сосредоточенно, даже хладнокровно; 
б) очень робко, нерешительно; 
в) Действует быстро, любые задачи старается решить мгновенно; 
г) Начинает с азартом, энергично, инициативно. Но потом так же быстро может «угаснуть». 
5 Место в обществе 
а) Спокойно присматривается к непривычной обстановке , интерес проявляет очень сдержанно; 
б) нерешителен скован, смущен; 
в) Быстро приспосабливается к новым обстоятельствам, ведёт себя оживлённо, проявляет интерес к окружающему; 
г) активно, быстро возбуждается, нервничает. 
Результаты теста: 
Теперь, подсчитав варианты ответов, можно определить, тип темперамента ребенка! 
Если преобладают ответы "а", ваш ребенок относится к флегматическому типу. 
Если "б" - к меланхолическому типу . 
Если "в", к сангвиническому типу. 
Если "г" – ваш малыш – холерик. 


 С помощью таких простых вопросов и наблюдения за своим чадом, мы определяем темперамент ребенка. Какой бы ни был тип темперамента ребёнка, не питайтесь его ломать, такова уж психология детского развития. Будьте внимательны и тактичны, сохраняйте спокойствие. И ваши старания обязательно будут вознаграждены.

 
Меланхолики. 
    Ребенка меланхолика можно охарактеризовать, как легкоранимого и глубоко переживающего всё происходящее вокруг него. 
Его нервная система отличается повышенной чувствительностью, ему характерны глубокие эмоциональные переживания; присутствует чувство осторожности и нерешительности. 
     Меланхолики трудно привыкают к незнакомым людям и новой обстановке, не любят перемен. 
     В то же время меланхолики очень чувствительны, имеют тонкую интуитивную реакцию на малейшие оттенки эмоций и слов. Потому они безошибочно воспринимают внутренний мир людей и точно угадывают отношение окружающих к себе. 
     Дети меланхолики с чужими людьми ведут себя достаточно сдержанно, они бывают замкнуты, иногда мнительны. 
     В привычной обстановке легко справляются с привычными заданиями, сообразительны, внимательны и отзывчивы. Речь обычно тихая, размеренная. Ребенок меланхолик может проявлять пессимизм, быть чем-то недоволен, иногда выражает беспокойство в поведении, тревожность. 
     «Переламывать» его характер не нужно. У ребенка должен накопиться запас уверенности в себе, а этот процесс достаточно длительный. 
     Помогайте ему и наберитесь терпения! Его нельзя наказывать на него нельзя кричать, от этого ребёнок может замкнуться в себе, что вызвано повышенной чувствительностью его нервной системы. Старайтесь быть внимательными и тактичными. 
     Настоящее счастье малыш испытывает в привычной для себя атмосфере, играя и общаясь с близкими людьми. Потому, дорогие родители, постарайтесь уделять своему малышу побольше времени. 

 

        Минусы темперамента 
    В играх со сверстниками он не стремится быть лидером. Потерпев неудачу в каком-либо деле, он расстроится, даже если внешне будет сохранять спокойствие. 


       Какие занятия подходят? 
     Малышу нужно учиться самостоятельности и смелости. Для этого лучше подойдут игры «с секретом», Например – матрешки, игрушки, издающие разные звуки, трансформеры, когда вдруг заиграет музыка, или загорится лампочка, появится что-то новое, интересное для ребенка. 
    Поощряйте интерес ребенка, пусть он разберет игрушку, посмотрит, что внутри, сделает из двух, или трех игрушек – одну. 
    Вдвойне полезны занятия спортом: они помогают развивать двигательную активность и учат упорству, умению преодолевать трудности. 
    Только приказывать ему при этом нельзя, иначе малыш станет замкнутым и перестанет играть. Чаще хвалите ребенка, помогайте, никогда не запугивайте и не повышайте голос. Помните, что такова психология детского развития. 
    Не устанавливайте правил, пусть играет так, как хочет, а что-то новое вводите постепенно. 
    Мальчикам подойдут такие игрушки как – пистолеты, танки, которые могут дать положительный результат, если они издают звуки, мигают, двигаются. 

   Холерик. 
    Сильный, неуравновешенный, безудержный. 
    Холерик поражает большой, неистощимой жизненной энергией, но ему не хватает самообладания. Он возбудим, вспыльчив, несдержан и нетерпелив. 
    Дети-холерики беспокойны, раздражительны. Они трудно приспосабливаются к требованиям в детском садике и школе. 
    Говорят быстро, речь эмоционально ярко окрашена, они не любят тихих занятий, спокойных игр, предпочитая подвижные, шумные виды деятельности. 
    В общении со сверстниками стараются быть лидерами. Таких детей иногда называют «электровениками». В семьях, где есть дети - холерики, весь колюще-режущий инструмент прячется подальше, коты живут на шкафу, а пол в доме усыпан слоем игрушек – мозаики, машинок, солдатиков, частей конструктора... Хозяин этого богатства играет с ним ровно пять минут и тут же бросает и берет что-то другое. 
    Такого малыша не нужно ругать (хотя сдержаться очень трудно), а осторожно осаживать. «Видишь, ты бросил машинку, и теперь она сломана. Видишь, ты ударил мальчика, теперь он боится с тобой играть, и мне придется забрать тебя домой». Если будете повторять это 50 – 100 раз, малыш поймет, что так делать нельзя. 
Минусы темперамента 
    Очень часто у холериков проблемы с речью из-за того, что им не хватает терпения проговаривать последовательно все звуки. 
    Ребенок холерик часто дерется, часто нарушает правила игры. Но не со зла, просто ему хочется быстрей – быстрей – быстрей. Именно в этом и заключается психология детского развития. 
    Предпочитает оживленные игры, сопровождающиеся шумовым оформлением, которое сам и создает. 
    Очень быстро схватывает новую информацию, но так же быстро ее и забывает, не любит играть в одиночестве, ему нужна публика, чтобы все видели его успех. Даже складывая мозаику, может громко комментировать все свои действия. Слышно его издалека, он разговаривает быстро и громко. 
    Не любит проигрывать и склонен к истерикам. 
Какие занятия подходят? 
   Такому малышу нужны прыгунки, ребенку постарше мяч, тогда родители смогут 15 – 20 минут отдохнуть. 
   Чтобы научить ребенка холерика играть самостоятельно можно в качестве зрителей посадить игрушки – куклы, зайчики, любые мягкие игрушки. А снизить возбудимость на 5 – 10 минут помогут игрушки – вкладыши. Ребенку не интересно просто катать машинку, ему важен не процесс игры, а ее результат. Он проявляет интерес к игре, только тогда когда видит ясную цель. Настольный футбол, хоккей, бильярд могут надолго увлечь ребенка, а кубики или конструктор он вскоре разбросает по комнате. 
   Интеллектуальным развитием родителям придется заниматься на бегу: например, квадрат, можно изучить, бегая вокруг квадратной песочницы, круг – вокруг круглой клумбы. А прыгая и по написанным на земле цифрам и буквам можно научиться читать и считать. 

   Флегматик. 
   Сильный, уравновешенный, спокойный, невозмутимый, рассудительный, Флегматик на любую ситуацию реагирует с невозмутимым спокойствием и медленно. 
   Очень не любит перемен в образе жизни, предпочитает устойчивость, привычный круг общения, знакомые виды деятельности. 
   Вывести его из равновесия бывает очень трудно и не часто окружающие могут увидеть эмоции флегматика. 
   Дети флегматики аккуратны и старательны, терпеливы, даже если испытывают физическую боль. Они очень быстро начинают говорить, и речь плавная, спокойная без ярких эмоций и жестикуляции 
   Быстро учатся читать, писать. 
   Малыши, как правило,  хорошо спят и хорошо кушают. И если, что-то не так, например: хорошо кушает, но плохо спит или наоборот - покажите ребенка доктору. 
   Ребенок флегматик - находка для родителей, его спокойно можно оставить в комнате одного, он будет тихо играть, ему нравятся спокойные игры; редко плачет и очень мало требует внимания к себе - ему хорошо одному. 
   В компании старается держаться в тени, не любит, чтобы его трогали. Если проиграл – не нервничает, если выиграл – особо не радуется. Малыши большие фантазеры, и часто играют в своем воображении самые сложные игры. 
Минусы темперамента. 
   Флегматик не любит новизны и чтобы, научиться чему-то новому, ему потребуется немало времени. Но будьте уверенны – выучит хорошо на совесть. 
   Такой малыш может раздать другим детям свои игрушки, но не попросит чужую. 
И если вы не холерик, то жить с флегматиком очень удобно, ведь о его желании можно догадаться только по выражению глаз и мимики. А скажите, мы много внимания обращаем на глаза, на мимику, если человек молчит? 
   Если сангвиник или холерик, захочет, например, новую игрушку, то об этом будете знать не только Вы, но и все окружающие, а флегматик будет молчать. 
   Ребенка флегматика сложно чем-то увлечь, он практически не увлекается игрой, что предложили родители или сверстники в то и играет. Складывается впечатление, что флегматик течет по течению и живет так, как того хотят окружающие. Да - так да, а нет - так нет!   Хотя в душе он может протестовать против этого, но никогда не пойдет наперекор, не высказывает своего мнения. 
Какие занятия подходят флегматику? 
   Предлагайте разнообразные занятия, игры, но не торопите его. Садитесь рядышком и начинайте рисовать или рассматривать картинки, при этом не скупитесь на комментарии. Вскоре ребенок присоединится. 
   Но никогда не подгоняйте малыша, иначе он теряет уверенность в себе и может даже заболеть. 
   Если на детской площадке ребенок растерялся, обязательно поддержите его. Пусть он поделится своими игрушками, но попросите парочку в обмен. Наблюдая за Вашими действиями, ребенок научится просить игрушку у сверстника и через пару месяцев будет делать это самостоятельно. 
   Задача родителей – повысить самооценку ребенка и выработать уверенность в себе. 
   Предложите ребенку: кубы- вкладыши, большие машинки, большие тележки. Такие игрушки побуждают малыша к подвижности, разнообразию движений. 
   Научите ребенка более открыто выражать свои эмоции, побольше говорите с ребенком и добивайтесь того, чтобы ребенок отвечал, излагал свое мнение и выражал эмоции. Игра может быть как подвижной, так и спокойной. 
   Самым распространенным примером являются сюжетно- ролевые игры, но это тема отдельной статьи. 

Сангвиник. 
   Жизнерадостный, уравновешенный, подвижный, уверенный в себе. 
   Сангвиник быстрый, легко приспосабливается к переменам, происходящим в жизни, преодолевает «препятствия», умеет разрядить любую конфликтную ситуацию. 
   Ребенок сангвиник воспринимается окружающими как приветливый, открытый. Определить его легко – речь громкая, быстрая, выразительная с правильными интонациями и ударениями. 
   Такие дети, как правило, радуют взрослых. Родители, имея такого ребенка, чувствуют себя образцовыми. Это любознательный непоседа, но в тоже время его можно остановить и без труда переключить на другое занятие. 
  Дети сангвиники – желанные гости на детской площадке - это самый «игровой» темперамент. 
  Они сами играют и привлекают других, любят контакты им нравиться поговорить как с ровесниками, так и со взрослыми. Легко адаптируются в новом месте, очень любопытны, постоянно нуждаются в новых впечатлениях, быстро усваивают новую информацию. В ответственные моменты умеют собраться и сконцентрировать свое внимание. Такие дети не злопамятны, быстро прощают и забывают обиды. 
Минусы темперамента.

  Когда ребенок увлекается каким-то занятием, он не может рассчитать свои силы, поэтому быстро устает от однообразия, и меняет надоевшее занятие. А если еще что-то не получается, он не будет расстраиваться и огорчаться, добиваться поставленной цели, а просто бросит это занятие и найдет себе другое. Зачем мучиться, можно же поступить проще – сменит цель! Сангвинику не хватает упорства, берется только за то, что дается ему легко. 
Какие занятия подходят?

   Сангвиника нужно учить упорно добиваться своей поставленной цели. Ему нужны игрушки, пирамидки, втулки, конструкторы, игрушки – трансформеры, предметы, которые представляют собой уменьшенные копии взрослых вещей (инструменты, модели разной техники). Такие игрушки, которые требуют усидчивости, длительной концентрации внимания.

 

 Помните! Не бывает хорошего или плохого темперамента. Вопрос, кем лучше быть, не имеет смысла, как и вопрос, какое время года лучше. В каждом есть свои плюсы и минусы. Надо их знать и учить ребенка действовать, выбирая эффективную модель поведения в зависимости от ситуации, не идя на поводу у своих природных качеств, а развивая их.

 

 

 

 

 

 

 

 

Консультация для родителей

 

 

«Воспитание в пословицах и поговорках русского народа»

 

 

Народное педагогическое наследие — пословицы и поговорки о воспитании детей.

Какие же философские и педагогические мысли волновали столетиями русский народ? Прежде всего, обратим внимание на высказывания о сущности счастья. Счастье, если в семье есть ребенок, ведь он – продолжатель рода. Счастье и радость, по воззрениям русского народа, не только в том, чтобы в семье был ребенок, а в том, чтобы была «полна горница детей». Какой же смысл вкладывается в слово «полна»? Ответ, очевидно, можно найти в пословице

·         Один сын - не сын, два сына - полсына, три сына - целый сын.

Многовековая практика воспитания детей в семье приводит к выводу о том, что разумное воспитание - одна из непреходящих ценностей:

 

·         Учение образует ум, воспитание — нравы.

·         Человек без воспитания — тело без души.

·         Воспитание и вежливость в лавочке не купишь.

·         Самое лучшее наследство – воспитанность.

 

Первыми воспитателями в семье народная педагогика извечно считает родителей. В пословицах и поговорках отмечается, что только те родители достойны высокого имени воспитателя, которые уму - разуму да «сердцем награждают»:

·         Не тот батька, кто родил, а тот, кто уму - разуму научил.

·         Не тот отец, кто родил, а тот, кто вспоил, вскормил да в люди вывел.

 

Народ подметил немаловажную вещь наследственного фактора и зафиксировал свои наблюдения в виде следующих суждений:

·         От плохого семени не жди доброго племени.

·         Какие корешки, такие и вершки, какие родители, такие и детишки.

·         От свиньи бобры не родятся, а такие же поросята.

·         Кто от кого, тот и в того.

        Сложность и трудность воспитания русский народ отразил в многочисленных пословицах, поговорках:

  • К чему ребёнка приучишь, то от него и получишь.
  • Выкормил змейку на свою шейку.
  • Как постелешь — так и поспишь.
  • Что посеешь — то и пожнешь.
  •  Оттого парень с лошади свалился, что отец криво посадил.
  • Наказывать легче, воспитывать труднее
  • Детушек воспитать — не курочек перещипать.
  •   Умел дитя родить — умей и научить.
  •   Наказывать легче, воспитывать труднее.

Народная мудрость называет детские годы лучшей порой учения:

·         Ученье в детстве, как резьба на камне.

·         Чему Ваня не научился, того Иван не выучит.

·         К чему ребёнка приучишь, то от него и получишь.

Воспитание должно быть своевременным:

·         Кто без призора с колыбели, тот всю жизнь не при деле.

·         И к худу и к добру приучаются смолоду.

·         Гни дерево, пока гнется, учи дитя, пока слушается.

·         Учи сына, когда поперек лавки лежит, вдоль вытянется — трудно будет.

·         Кто учится смолоду, не знает на старости голоду.

·         Из молодого, как из воска: что хочешь, то и вылепишь.

 

Пример родителей - лучшая школа для детей:

·         Возле батьки-матки учатся дитятки.

·         Родители трудолюбивы - и дети не ленивы.

·    Послушному сыну отцов приказ не в тягость.

·    У доброго батюшки добры и детки.

·         Добрый пример лучше ста слов.

·         Хороший пример – наилучшая проповедь.

·         Сидя у матушки на сарафане умён не будешь.

·         Где в семье лад, там ребят хорошо растят.

 

Русские пословицы про методы воспитания:

  • Детей наказывай стыдом, а не кнутом.
  • Верная указка — не кулак, а ласка.
  • Побои мучат, а не учат.
  • Неразумная опека хуже беспризорности.
  • Пусти детей по воле, сам будешь в неволе.
  • Кто собою не управит, тот и другого на разум не наставит.
  • Пожалеешь розгу — испортишь ребенка.
  • Хорошая порка еще никому не помешала.
  • Кто детям потакает, тот потом слезу проливает.
  • Кто не мог взять лаской, не возьмет и строгостью.

 

Счастье родителей и счастье детей - нерасторжимые судьбы. Эту взаимосвязь народ отмечает так:

·         Добрые дети - делу венец, а плохие дети - дому конец.

 

 

 

 

 

 

 

                                                           "Всякому овощу свое время"

 

Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"