Программа «Игры с мячом» для детей 5-7 лет разработана руководителем физического воспитания ГБДОУ №17 Черной Ольгой Викторовной.
В базовой общеобразовательной программе дошкольного образования занятиям с мячом уделено недостаточно времени, в полном объеме эту программу можно реализовать только как дополнительную, парциальную.
В нашем детском саду она реализуется как платная образовательная услуга.
В основу программы «Игры с мячом» легли современные требования: интегративный подход к всестороннему развитию двигательной функции, взаимосвязи физического, интеллектуального и психического развития ребенка.
Дети логопедических групп, с которыми занимается руководитель физического воспитания, имеют не только речевые нарушения, но и нарушения координации, т.е. психомоторного развития.
Теоритическая часть программы опирается на комплексную методику психомоторной коррекции детей группы «риска», которая была разработана факультетом коррекционной педагогики Московского Государственного Педагогического Университета.
В программе отслеживается комплексный подход к отбору содержания и методике проведения занятий. Разработаны приемы руководства, как организованной, так и самостоятельной двигательной деятельностью детей.
Программа имеет высокую вариативность в использовании изложенного содержания. Может использоваться на физкультурных занятиях, динамических паузах, в секционной, индивидуальной работе, самостоятельной двигательной деятельности.
Программа построена грамотно, продуманно, учитывает возрастные особенности детей с нарушениями речи. Рассчитана программа на два года обучения. С учетом современных требований к организации воспитательно- образовательного процесса в детском саду, все занятия проводятся только в игровой форме. Упражнения и задания увлекательны и оригинальны. Вызывают у детей большой интерес и дети занимаются с удовольствием.
Игры с мячом занимают особое место среди подвижных игр.
Мяч - это удивительно интересная игрушка. Пожалуй, ничего аналогичного – настолько простого и в то же время интересного - пока еще люди не придумали. Мяч воспринимается ребенком как нечто живое. Он чутко реагирует и отзывается на движение, может быть послушным и озорным, он – яркий, круглый и очень милый. В мяч можно играть еще не научившись ходить, и можно наблюдать, как люди весьма почтенного возраста с упоением гоняют мяч.
Мяч – это шар, идеальная космическая форма, самая совершенная геометрическая фигура, не имеющая ни начала, ни конца. Никакое тело другой формы не имеет большей поверхности соприкосновения с ладонью, что дает полноту ощущения формы.
Недаром один из выдающихся немецких педагогов – философов Х1Х века Фридрих Фребель отнес шар к великим дарам педагогики и назвал его «идеальным средством для упражнений».Фребель отмечал разностороннее воздействие мяча на психофизическое развитие ребенка, подчеркивал его роль в активизации работы головного мозга.
Вследствие игр с мячом развиваются участки головного мозга, не задействованные в обычной жизни ребенка, активизируются и побуждаются к развитию.
Дети, играя в мяч, становятся ловкими, быстрыми, сообразительными, у них развивается хорошая координация движений, реакция, внимание.
Кроме того, игры с мячом обеспечивают необходимую физическую нагрузку на все группы мышц, развивают силу и выносливость организма, повышают общую работоспособность. Это очень важные качества, которые должны быть сформированы у ребенка на пороге школы.
Программа используется на протяжении 18 лет. Все занятия проверены практикой, дают очень хорошие результаты. К концу второго года занятий, дети с нарушениями речи, нарушением координации свободно владеют мячом, играют в волейбол (упрощенный вариант, раньше эта игра называлась - пионербол), игры с элементами баскетбола, становятся увереннее в себе.
Программа «Игры с мячом» может быть реализована в качестве парциальной программы, как в коррекционных группах, так и в общеобразовательных группах детского сада.
Программа « Игры с мячом», разработанная Черной О.В., напечатана в учебно - методическом пособии к «Программе воспитания и обучения дошкольников с ТНР». Под редакцией Татьяны Сергеевны Овчинниковой,
кандидата педагогических наук, доцента кафедры коррекционной педагогики и психологии ЛГУ им. А.С. Пушкина.
Презентация учебно - методического пособия проходила на районном методическом объединении старших воспитателей и руководителей физического воспитания.