Ведущий рубрики -
инструктор по физической культуре Черная Ольга Викторовна ............................................................................. Физические упражнения могут заменить множество лекарств, но ни одно лекарство в мире не может заменить физические упражнения.
А. Моссо |
Основными задачами детского сада по Физическому развитию дошкольников являются:
- охрана и укрепление здоровья детей - накопление и обогащение двигательного опыта - формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании
В детском саду задачи физического развития решаются в разнообразных формах: - физкультурные занятия - утренняя гимнастика (зарядка) - закаливающие процедуры в сочетании с физическими упражнениями - физкультминутки - подвижные игры - прогулки и экскурсии за пределы участка детского сада - самостоятельная двигательная деятельность детей - физкультурные досуги и праздники - занятия лечебной физкультурой
все формы работы по физическому развитию взаимосвязаны. например, физические упражнения, которым обучают детей на физкультурных занятиях, используются в утренней гимнастике, физкультминутках, подвижных играх и других формах работы; подвижные игры, разученные на прогулке, включаются в физкультурные занятия. Формы физического развития связаны с разными разделами педагогической работы в детском саду. Так, на физкультурных занятиях используются музыка, элементы танцев, а также закрепляются знания, которые дети получают в других видах деятельности (развитие речи, математика, рисование, ознакомление с природой и др.). Целесообразное соотношение различных форм работы в дошкольных учреждениях и в семье, правильная организация и методика проведения их обеспечивают полноценное решение всех задач физического воспитания. В начале каждого учебного года проводится диагностика детей, медико-педагогические совещания с участием всех специалистов детского сада и воспитателей по каждой группе, в результате которых принимаются решения о специфике работы с каждой конкретной группой детей. Вся работа по физическому развитию детей проводится с учетом состояния здоровья детей и осуществляется инструкторами по физической культуре Черной О.В., Тюриной С.В. и воспитателями групп при регулярном контроле со стороны врача, старшей медицинской сестры и старшего воспитателя. Кроме основных форм спортивно-оздоровительной работы в нашем детском саду проходят занятия кружков «Игры с мячом» и "Спорт-Микс"(см. раздел «платные услуги»). Команда нашего детского сада успешно выступает на районных спортивных мероприятиях: «ПАПА, МАМА, Я - спортивная семья!», «Праздник СПОРТИВНОГО ТАНЦА», «Весенняя капель», «Первые старты», где систематически занимает призовые места и трижды защищала честь Колпинского района на первенстве Санкт-Петербурга. |
Мяч: забава, игрушка, спортивный инвентарь.
Двигательная активность ребёнка формируется «от головы к конечностям». В животном мире наблюдается обратное – «от конечностей к голове». Например, новорождённый котёнок, зайчонок, бельчонок и другие детёныши животных начинают передвигаться раньше, чем видеть и слышать. У ребёнка же сначала активизируются сенсорные сферы: зрение, слух, осязание и пр. И к году дитя делает свои первые шаги!
Все основные движения детей (ходьба, бег, прыжки, бросание, метание и др.) носят социальный характер и приходят к ним в процессе воспитания на протяжении первых лет жизни в результате созревания двигательных центров и развития основных групп мышц. Это осуществляется в социальной практике – в процессе общения с взрослым. Иными словами, малыш овладевает основными движениями, «присваивая» (осваивая) опыт человечества. Он приобщается к общественной культуре, овладевая движениями, принятыми в социальной (общественной) практике. | |
Неслучайно физической культуре в детских садах уделяется огромное внимание: действует специальная система педагогических мероприятий, направленных на развитие движений и общее оздоровление детства.
Из всех физкультурных мероприятий необходимо особо выделить подвижные игры и игры-упражнения с мячом. Мяч проходит через все периоды детства: раннее, дошкольное, школьное. В первые годы жизни ребёнка мячи (шары) в показах взрослого используются как развлечение, забава. Малыш настолько мал, что не может удерживать их в руках и только с интересом наблюдает за действиями мамы. По достижении возраста 6 месяцев он уже берёт погремушки, шарики и другие предметы из всех положений и удерживает их в руке. Теперь мяч выступает как средство игры – удобная и динамичная игрушка, занимающая особое место в развитии действий руки. Это важно: предметная деятельность является одной из ведущих в ранний период жизни. Малыши, знакомясь со свойствами мяча, выполняя разнообразные действия с ним (бросание, катание и др.), получают нагрузку на все группы мышц (спина, брюшной пресс, ноги, руки, кисти) – активизируется весь организм. Даже простое подбрасывание мяча вверх заставляет ребёнка выпрямляться, что благотворно влияет на осанку. |
|
________________________________________________________________________ |
Можно сказать, что игры с мячом – специальная комплексная гимнастика: развивается умение схватывать, удерживать и перемещать мяч в процессе ходьбы, бега или в прыжке.
Такие игры и упражнения развивают ориентировку в пространстве, глазомер, ловкость, быстроту реакции, регулируют силу и точность броска; нормализуют эмоционально-волевую сферу. Кроме того, они улучшают обмен веществ, усиливают работу важнейших органов – лёгких, сердца. При обучении играм с мячом применяются разнообразные движения , что обеспечивает необходимую нагрузку на все группы мышц, особенно для ребенка важны мышцы, удерживающие позвоночник в правильном положении при формировании осанки. У тех, кто занимается баскетболом и волейболом, обычно не бывает проблем с осанкой! Движения пальцев рук также играют большую роль для развития функций мозга малыша. От их разнообразия зависит интеллектуальное развитие ребенка. Движения рук развивают речь, так как нервные импульсы от рук, поступающие в мозг, стимулируют речевые зоны, которые находятся рядом, тем самым те начинают работать более активно. ________________________________________________________________________ |
Мяч – первый предмет в жизни ребёнка, форма которого наиболее благоприятна для игр детей раннего возраста. Он таит в себе гармонию формы, яркость цвета, динамичность, поэтому эмоционально воздействует на ребёнка.
Методика обучения детей раннего возраста упражнениям и играм с мячом имеет свои особенности, которые заключаются в том, что в обучении преимущественно используются игровые приёмы. Детей младшего возраста можно увлечь только игрой. Чтобы дети долго не теряли интерес к мячу обращаются к игровым упражнениям с разными мячами. Яркие, разные по внешнему виду и диаметру мячи дают возможность повысить интерес детей к занятию. На протяжении всего дошкольного детства игры с мячом усложняются и «растут» вместе с ребёнком. К концу дошкольного возраста и в школьный период мяч становится не только любимой игрушкой, но и предметом занятий спортом (упражнения, эстафеты, футбол, баскетбол, волейбол и т.д.) Он остаётся значимым предметом игр, забав, спорта и для взрослых. Однако первые игры с мячом бесценны по своей значимости для здоровья, эмоционального насыщения, физического и интеллектуального развития маленького ребёнка.
|
____________