Универсальная

 

Кружок "Игры с мячом"

 

 
 

Педагог дополнительного образования:

 

Черная Ольга Викторовна

 

          Кружок «Игры с мячом» работает в нашем детском саду уже 18 лет и пользуется большим успехом. Дети с удовольствием занимаются в кружке, очень быстро приобретают высокий спортивный уровень.

     Работа кружка осуществляется по программе «Игры с мячом, как метод психомоторной коррекции детей логопедических групп».

     В основу психокоррекционной дополнительной программы  «Игры с мячом» легли требования к всестороннему развитию двигательной функции, взаимосвязи физического, интеллектуального, психического развития ребенка. Опираясь на стандартные требования, изложенные в общеобразовательной Программе, предлагается осуществлять физическое развитие ребенка через приобщение к спортивным играм и упражнениям с учетом состояния здоровья, уровня физической подготовленности и развития.

 

   В качестве основных образовательных задач определены следующие:

  - формирование устойчивого интереса к различным играм и упражнениям с мячом, желания использовать их в самостоятельной двигательной деятельности;

  - обогащение двигательного опыта дошкольников новыми двигательными действиями, обучение правильной технике выполнения элементов спортивных игр с мячом;

  - содействие развитию двигательных способностей: ловкости, координации, быстроты реакции, укреплению общефизической подготовки;

  - воспитание положительных морально-волевых качеств , умение работать в команде сверстников;

  - фрмирование привычек здорового образа жизни.

               

   

   Программа «Игры с мячом» разработана Черной О.В. для детей с  ОНР для детей старшего дошкольного возраста. В качестве парциальной программы она может быть реализована как в коррекционных группах детей с нарушениями речи, так и для детей общеобразовательных групп  дополнительно к занятиям по физическому воспитанию. Курс включает два года обучения.

    Перспективное планирование занятий.

 

     Курс занятий по программе «Игры с мячом» для детей старшего возраста (5-7 лет)  рассчитан на два года. Занятия проводятся два раза в неделю в течении восьми месяцев (с октября по май включительно). Длительность занятия — 30 минут.

 

 Педагогические ориентиры первого года обучения включают:

 - Развитие мелкой моторики, внимания, быстроты реакции, сообразительности, ловкости, координации движений, устойчивости тела; ощущение своего тела в пространстве, умение регулировать силу и точность движения, формирование автономных движений (параллельная работа рук и ног, рук и глаз и т.п.), пространственных представлений.

 

 - Развитие умения самостоятельно принимать разумные решения в зависимости от хода игры.

 

 -  Достижение благоприятного физического развития и разносторонней двигательной подготовленности детей.

       

 

В первый год дети должны овладеть:

1)  техникой перемещений, правильному бегу и остановке.

2)  технике ловли и удерживания мяча, передачи и ведения его.

3) Броскам мяча в мишени, в баскетбольную корзину, через сетку разными способами.

4) множеством  элементов «школы мяча».

5) освоить действия с мячом без зрительного контроля.

6) Отработать навыки совместных действий в команде.

 

Педагогические ориентиры второго года обучения включают:

 -Развитие мелкой моторики, укрепление мышц кисти и пальцев.

-Развитие ловкости, координации, точности движений, сообразительности, быстроты реакции, формирование автономных движений (параллельная работа ног и рук, рук и глаз), пространственных представлений, «чувства мяча».

 -Развитие умения быстро ориентироваться в изменяющейся ситуации в ходе игры, оценить конечный результат смысловой цепи движений, т.е. способность сформировать программу действий экстренно; точного выполнения правил игры и взаимодействие с другими детьми.

- Развитие чувства товарищества, взаимовыручки.

- Обучение различным играм с мячом в том числе игре в волейбол и баскетбол по облегчённым правилам.

   

 На втором году обучения дети осваивают:

 

1. Точность броска по мишеням различными способами, в баскетбольное кольцо, через волейбольную сетку на определённый сектор поля (развивают  умение оценить траекторию полёта мяча)

 

2. Совершенствуют технику ведения мяча путём усложнения заданий:

- ведение с препятствиями

- обводку предметов

- ведение и броски с предшествующей (или последующей) передачей мяча

- ведение при различных способах передвижения (боковой галоп, подскоки, ходьба по гимнастической скамейке, спиной вперёд и т.д.)

 

3. Осваивают элементы баскетбола и волейбола при помощи упражнений, сходных основным изучающимся действием.

 

 

 

 

 

 

     Программа «Игры с мячом» для детей 5-7 лет разработана руководителем физического воспитания ГБДОУ №17 Черной Ольгой Викторовной.

    В базовой общеобразовательной программе дошкольного образования занятиям с мячом    уделено недостаточно времени, в полном объеме эту программу  можно реализовать только как дополнительную, парциальную.

    В нашем детском саду она реализуется как платная образовательная  услуга.

    В основу программы «Игры с мячом» легли современные требования: интегративный подход к всестороннему развитию двигательной функции, взаимосвязи физического, интеллектуального и психического развития ребенка.

    Дети логопедических групп, с которыми занимается руководитель физического воспитания, имеют не только речевые нарушения, но и нарушения  координации, т.е. психомоторного развития.

Теоритическая часть программы опирается на комплексную методику психомоторной коррекции детей группы «риска», которая  была разработана факультетом коррекционной педагогики  Московского  Государственного Педагогического  Университета.

    В программе отслеживается комплексный подход к отбору содержания и методике проведения занятий. Разработаны  приемы руководства, как организованной, так и самостоятельной двигательной деятельностью  детей.

Программа  имеет высокую вариативность  в использовании  изложенного содержания.   Может  использоваться на физкультурных  занятиях, динамических паузах,   в секционной, индивидуальной работе, самостоятельной двигательной деятельности.

    Программа построена грамотно, продуманно, учитывает возрастные особенности детей с нарушениями речи. Рассчитана  программа на два года обучения. С учетом современных требований  к организации  воспитательно- образовательного процесса в детском саду, все занятия проводятся только в игровой форме.  Упражнения и задания увлекательны и оригинальны. Вызывают у детей большой интерес и дети занимаются  с удовольствием.

     

     Игры с мячом занимают особое место среди подвижных игр.

Мяч - это удивительно интересная игрушка. Пожалуй, ничего аналогичного – настолько простого и  в то же время интересного - пока еще люди не придумали. Мяч воспринимается ребенком как нечто живое. Он чутко реагирует  и отзывается на движение, может быть послушным и озорным, он – яркий, круглый и очень милый. В мяч можно играть еще не научившись ходить,  и можно наблюдать, как люди весьма почтенного возраста с упоением гоняют мяч.

     Мяч – это шар, идеальная космическая форма, самая совершенная геометрическая фигура, не имеющая ни начала, ни конца. Никакое тело другой формы не имеет большей поверхности соприкосновения   с ладонью, что дает полноту ощущения формы.    

     Недаром один из выдающихся немецких педагогов – философов Х1Х века Фридрих  Фребель отнес шар к великим дарам педагогики и назвал его  «идеальным средством для упражнений».Фребель отмечал  разностороннее воздействие мяча на психофизическое развитие ребенка, подчеркивал  его роль  в активизации работы  головного мозга.

     Вследствие  игр с мячом развиваются участки головного мозга, не задействованные в обычной жизни ребенка, активизируются и побуждаются к развитию.

     Дети, играя в мяч, становятся ловкими, быстрыми, сообразительными, у них развивается хорошая координация движений, реакция, внимание.

Кроме того, игры с мячом обеспечивают необходимую физическую нагрузку на все группы мышц, развивают силу и выносливость организма, повышают общую работоспособность. Это очень важные качества, которые должны быть сформированы у ребенка на пороге школы.

    

     Программа  используется  на протяжении  18 лет.  Все занятия  проверены практикой, дают очень хорошие результаты. К концу второго года занятий, дети  с нарушениями речи, нарушением координации свободно владеют мячом, играют в волейбол (упрощенный вариант, раньше  эта игра называлась - пионербол), игры с элементами баскетбола, становятся увереннее в себе.

    Программа «Игры с мячом» может быть реализована в качестве парциальной программы, как в коррекционных группах, так и в общеобразовательных группах детского сада.

     Программа  « Игры с мячом», разработанная Черной О.В.,  напечатана  в учебно - методическом пособии к «Программе воспитания и обучения дошкольников с ТНР».  Под редакцией Татьяны Сергеевны  Овчинниковой,

кандидата  педагогических наук,  доцента кафедры  коррекционной педагогики и психологии  ЛГУ им. А.С. Пушкина.

 Презентация учебно - методического пособия проходила на районном методическом объединении  старших воспитателей и руководителей физического воспитания.

  

Дата последнего обновления страницы 20.03.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения