Консультации для родителей

 

 

Консультации для родителей

 

Вас консультируют воспитатели:

Турищева Т.Ю., Поддубная И.Н.

.................................................................................... 

 

 

Консультация для Родителей на тему:

«Ребенок и семья».

(газета  для родителей)

 

Каждая отдельно взятая семья непохожа ни на какую другую. Сколько семей, столько особенностей ее уклада, свойственных только данной семье.

Роль семьи в формировании развивающейся личности трудно переоценить. Для маленького ребенка семья – это целый мир, в котором он живет, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. В семье ребенок приобретает первоначальный опыт общения, умение жить среди людей. В повседневном общении с родителями малыш учится познавать мир, подражает взрослым, приобретает жизненный опыт, усваивает нормы поведения. «Семья для маленького ребенка, - как говорится в книге «Воспитание дошкольника в семье» ( под. ред. Т.А Марковой), - почти единственный социальный институт, формирующий его личность». Дошкольник отличается такими психо-физиологическими особенностями, в силу которых ближайшее окружение оказывает на него непрерывное формирующее воздействие.

Вся жизнь взрослых – пример для маленьких. Первые чувства гражданственности у ребенка формируются в семье. И здесь первостепенную роль играет пример родителей, их отношение к людям, труду, общественным обязанностям. Если им присуща активная нравственная позиция, проявляющаяся в широте интересов, в действенном отношении ко всему происходящему в нашей стране, то и ребенок, приобщаясь к делам и заботам взрослых, усваивает их убеждения. Малыш видит мир глазами взрослых, которые помогают ему постигать окружающую действительность.

Становление личности находится в тесной связи со всеми сферами жизни семьи: организацией ее быта, эмоционально- нравственной атмосферой, существующими семейными традициями. От семейного микроклимата во многом зависит эффективность педагогических воздействий: ребенок более податлив воспитательным влияниям, если ребенок растет в атмосфере дружбы, доверия, взаимных симпатий.

По каким признакам можно судить о семье как о коллективе, который способен осуществлять главную социальную задачу ( подготовка ребенка к жизни, его гармоничное развитие и воспитание, которая решается обществом и семьей).

 

Социальная ценность семьи.

Она определяется прочностью, нравственными устоями, душевным здоровьем, общностью дел и интересов. Семью укрепляют общие дела и заботы, будни, праздники, культурные и спортивные увлечения, совместный досуг и отдых.

Сколько, например, впечатлений приносят детям совместный семейный отпуск или экскурсия по городу, подготовка и проведение маминого праздника или дня рождения ребенка. Сколько прелести таят в себе вечерний досуг, чтение книги в кругу близких – это и многое другое рождает новые интересы, и дает заряд положительных эмоций. Семья должна быть проникнута оптимизмом, приносить растущему человеку радость.

 

Единство требований к ребенку со стороны всех воспитывающих лиц.

Воспитание требует от всех взрослых членов семьи высокого чувства ответственности, проявляющегося в единстве их воззрений в семейной педагогике и их требований к ребенку. Все взрослые члены семьи – воспитатели, которые в подходе к ребенку обязаны проявлять единство требований.

 

Правильные внутрисемейные отношения,  в системе которых участвует и ребенок.

 Если взрослые все свое внимание концентрируют на нем, чтобы удовлетворить любое его желание, любой каприз, то создаются условия для процветания эгоцентризма.

Нельзя не подчеркнуть особую роль матери и отца в жизни и воспитании ребенка. Отношения «мать-отец» - величайший пример для ребенка в достижении им нравственных критерий.

 

Семейные традиции. 

О нравственном здоровье семьи, ее духовных ценностях, ее потенциальных воспитательных возможностях можно судить по установившимся в ней традициям. Семейные традиции оказывают огромное влияние на детей. Они скрепляют семью, создают стабильный строй жизни, характеризуют семью как коллектив.

Когда весь стиль жизни семьи является воспитывающим, то родителям не приходится искать, как говорил А.С Макаренко, «хитрейших рецептов воспитания». Сама жизнь помогает родителям учить ребенка умению отказываться от покупки игрушки, если семья не имеет возможности приобрести ее немедленно, беречь взрослых.

 

Трудовая атмосфера семьи.

Участвуя в общих заботах по дому вместе со старшими, дошкольник осознает свою причастность к жизни всей семьи. Он постигает важные понятия: каждый член семьи имеет свои обязанности, в семье существуют определенные законы, которым нельзя не подчиняться; действия всех членов семейного коллектива взаимосвязаны и продиктованы общими интересами; все – старшие и дети – делают не только то, что хочется, но и то, что необходимо. Таким образом. совместный  труд дает почувствовать всем участникам равенства членов семьи, ответственность каждого перед семейным коллективом.

 

Эмоциональная атмосфера семьи.

В одних семьях принято все дела решать спокойно. В других и обычный разговор ведется с раздражением, на детей принято прикрикивать. Велико влияние эмоционально- нравственного микроклимата семьи на становление личности растущего человека. Семья – школа чувств ребенка. Наблюдая за отношениями взрослых, их эмоциональными реакциями и ощущая на себе все многообразие проявлений чувств близких ему людей и подражая им, ребенок приобретает нравственно-эмоциональный опыт. В спокойной обстановке и малыш спокоен, ему свойственно чувство защищенности.

 

Таким образом, семья имеет важное значение в формировании личности маленького человека.

 

 

 

 

 

Тренинг- совместная деятельность родителей с детьми.

«Сочинения

семейных историй»

(по методике Л. Шапиро)

 

Этот тренинг проводится в том случае, когда нет времени, чтобы найти книгу, где описаны проблемы вашего ребенка (или такой книги не существует в природе); когда нужно действовать, но неизвестно как.

Родители вместе с детьми старшего дошкольного возраста сочиняют рассказ, следуя определенным правилам.

Последовательность составления историй:

1. Рассказ начинается со слов «Жил – был …». Затем называют имя главного героя (его не должны звать так, как ребенка).

2. В рассказ вводится проблема, с которой ребенок столкнулся (она должна быть описана так, как её видит ребенок). Приводится пример, который позволяет представить проблему в ещё большем масштабе.

3. В рассказе появляется помощник (не сказочный персонаж), сочувствующий ребенку.

4. Предлагается положительный реалистический выход из сложившегося положения.

5. Предлагается второй способ решения проблемы.

6. Ребенку предлагается по – новому взглянуть на его проблему.

7. Придумывается новая конфликтная ситуация, с которой сталкивается герой.

8. Герой находит положительное решение новой проблемы.

9. Сочиняется развязка конфликта, из придуманной истории выводится мораль.

По каждому пункту взрослый записывает в тетрадь несколько строчек.

Такая методика очень помогает в работе с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Чтобы опробовать методику Л. Шапиро и привлечь к этому внимание родителей, их вниманию предлагается несколько примеров историй с  использованием приемов, проверенных семейной практикой.

Например,

«История про маму, у которой ребенок пошёл в детский сад»

 

·              Жили – были мама, папа и дочка. Они очень хорошо жили – душа в душу, любили друг друга и заботились друг о друге. И еще любили ходить в гости к своей бабушке, старенькой – старенькой и очень доброй. Она часто забывала, как кого зовут, но любила свою внучку и всегда баловала её. И вот однажды … .

·              Мама с папой решили, что их девочка подросла, маме надо выходить на работу, старенькая – старенькая бабушка не сможет целый день быть с внучкой, и они стали думать, как же им поступить.

·              И решили отдать ребенка в детский сад. Так дочке и сказали: «Тебе нужно идти в детский сад – ты уже большая». Дочка спросила: «А что это такое?». «Завтра увидишь, тебе понравится!» - ответила мама.

·              Утром мама и девочка встали рано. Дочка надела красивое  платье, и они пошли в детский сад. По дороге девочка все  время спрашивала, что она будет делать в садике.

·              «Сначала ты познакомишься с детьми и воспитателями. Там вас будут кормить, водить в музыкальный зал и на физкультуру. Тебе покажут твою кроватку», - сказала мама.

·              «Мою кроватку? – удивилась девочка. - Я что, там жить останусь навсегда?»

·              Мама сказала: «Не, конечно, мы тебя заберем. Но сначала ты познакомишься, погуляешь, поешь и поспишь …». Дочка посмотрела на маму грустными глазами, но мама этого не увидела – они уже подходили к детскому саду. И, конечно, как назло, прямо у самого порога у девочки развязались шнурки, а потом в группе никак не хотели расстегиваться пуговицы.

·              «Мамочка, а может быть, ты останешься вместе со мной?» - спросила дочка. – Я буду тебя слушаться, помогать мыть посуду, убираться в своей комнате. Только останься со мной, мамочка», - все говорила и говорила девочка.

·              Мама ушла из детского сада, оставив дочку в слезах, а у самой на душе кошки скребли. Не прошло и часа, как ей на работу позвонила воспитательница и предложила забрать ребенка: «Никак не получается остановить её рев». Маме стало стыдно, она сорвалась с работы, забрала дочку и всю дорогу ворчала: «Мы же с тобой договорились!». Девочка насупившись, молчала.

·              На следующий день история повторилась, и на другой день тоже. Через несколько дней после серьёзных разговоров по поводу того, что у всех своя работа, девочка молча пришла в детский сад, молча села на коврик в игровой комнате и … просидела так до обеда. А когда пришла мама, сначала бросилась к ней, а потом отвернулась и заплакала.

·              Чтобы как – то развеселить дочку, мама купила ей по дороге домой новые фломастеры и предложила порисовать. Девочка нарисовала трех головоногов, всех без ушей и глаз, но с широко открытыми, как будто кричащими ртами вытянутыми руками. Бабушка, которая приехала к ним в гости, спросила: «А где же ты на рисунке, внученька?». «Я в садике», - равнодушно ответила девочка.

·              Бабушка обняла внучку и заплакала. Мама почему – то стала нервно вытирать посуду и попросила дочку пойти к себе в комнату поиграть.

·              На следующее утро девочка проснулась сама. Она не могла понять, почему мама не будит её, чтобы идти в детский сад. Может быть, её туда больше не поведут? И она побежала в комнату к маме.

·              Но мамы дома не было, и папы тоже. Девочка испугалась.

·              Зато была бабушка, которая сказала, что сегодня Танечка может остаться с ней дома. А вечером, когда все соберутся, то решат, что делать с детским садом. «Ведь мы хотим, чтобы тебе там было хорошо, чтобы ты могла играть с ребятами, заниматься и рисовать!» «Но я могу это делать и дома, с тобой!» - возразила ей внучка.

·              Бабушка сказала, что каждая птица должна научиться находить свою стаю и учиться летать вместе с ней, не отставая и не улетая вперед, чтобы однажды вместе со всеми птицами подняться на крыльях и улететь далеко – далеко в прекрасную волшебную страну. Когда бабушка это говорила, она рисовала красивых птиц – маму и папу, а рядом с ними маленького птенчика. Потом нарисовала еще много маленьких птенцов и предложила внучке дорисовать им большие крылья и прекрасную страну, в которую они полетят, когда превратятся в прекрасных лебедей. Какая же красивая получилась картинка! «И где же здесь ты? – спросила бабушка. Девочка посмотрела на рисунок и ткнула пальцем в одну птицу. «Давай тебе бантик дорисуем, - сказала бабушка, - чтобы мама и папа тебя узнали. Придут они с работы и удивятся: откуда у нашей Тани такой бантик? Мы ей не покупали!» Внучка задумалась: «А это мне Саша подарила!» - «Которая с тобой в садик ходит? Надо же, какая же хорошая девочка! Давай ей завтра конфет отнесем в подарок и других ребят тоже угостим?» Внучка радостно согласилась. И они стали делать конфеты по специальному бабушкиному рецепту.

·              На следующее утро девочка проснулась раньше всех и побежала в комнату родителей. Она приплясывала вокруг их большой кровати и весело пела: «Вставайте, вставайте, пора в детский сад идти и конфеты дарить».

·              Мама положила конфеты в красивую сумочку, и Таня сама несла её, радуясь, что может угостить своих новых друзей.

·              Воспитательница и дети очень обрадовались её приходу. Они бросились навстречу Тане, стали расспрашивать, почему её вчера не было.

Девочка растерялась, а мама сказала: «Потому что мы готовили для вас сюрприз!» и достала конфеты. Конфет хватило всем, и дети их очень хвалили. Мама была этому рада, но самое главное – она не убежала на работу, а осталась с ребятами делать самолетики и смотреть, чей улетит дальше. Дальше всех улетел самолетик их воспитательницы, и мама сказала: «Научите мою дочку делать такие самолетики, а она научит меня и папу». Маме надо было бежать на работу, но она не хотела уходить. Все дети вместе с Таней стали её уговаривать: «Идите! Таня останется с нами делать самолетики! Не бойтесь!» Но мама боялась! Тогда дочка ей сказала …

·              «Мамочка» Ты иди на работу, я тут поиграю. А когда ты придешь, мы пойдем домой. Не торопись!»

·              Мама чуть не заплакала от счастья. Она остро почувствовала, как была виновата перед дочкой, отдавая её в детский сад как бездушную игрушку. И порадовалась, что научилась доверять своему ребенку и понимать, что его беспокоит.

           Родители и дети часто разговаривают на разных языках. Отсюда непонимание, раздражение взрослых и упрямство детей. Важно не давить на ребенка, не перегнуть палку, чтобы не воспитать зажатое и озлобленное существо. Психологи и педагоги помогают родителям анализировать проблемные ситуации, выявлять их причины и находить пути решения. Одним из таких решений может быть палочка – выручалочка, которую ребенок найдет в сказке – истории, придуманной взрослым.

Пример такой сказки.

История про маленького Мишу.

 

 Жил-был Миша. Хороший и умный мальчик. Но ему никогда не сиделось на месте. И руки его тоже всегда находили себе занятие: что-нибудь схватить, уронить или сломать. Миша только успевал извиняться и просить прощения за то, что они натворили. Но иногда его и язык не слушался, а говорил всё наоборот: Миша хочет извиниться, а язык вместо этого скажет какую-нибудь гадость, и только хуже становится. 
Однажды руки и ноги так взбунтовались, что сбежали из детского сада, и Миша вместе с ними. Прибежал в лес, испугался, хотел закричать «Спасите!», а язык вместо этого - «Ку-ка-ре-ку!» Так и остался бы Миша в лесу, если бы его не нашли родители, которые вызвали милиционера с собакой. 
Милиционер посмотрел на Мишу и говорит: «Что же ты так свой язык, руки и ноги распустил?» «Никак у меня не получается, чтобы они слушались!» - заплакал мальчик. «А ты напомни им, что главное - это твой ум. Он - генерал. Пусть он скомандует: «Внимание! Руки, слушайте мою команду!» и скажет им, что нужно делать». - «А если не послушаются?» - «А что делают в армии, если солдаты не слушаются? Их тренируют: раз - сжали руки, два - расслабили. И так несколько раз: раз-два, раз-два, раз-два! После этого сразу послушаются». 
Не очень поверил Миша в это. Но вечером, когда его ноги стали носиться по квартире и прыгать везде, где не надо, он вспомнил про генерала. И скомандовал: «Внимание, ноги! Слушать мою команду: раз - присели, два - встали. Раз-два, раз-два, раз-два! А теперь - шагом марш в ванную чистить зубы!» И вдруг... ноги его послушались. 
Как сказал Мишин дедушка, его голова стала настоящим «генералом» и могла командовать всем своим «войском». Ещё дедушка сказал, что теперь из Миши вырастет не разгильдяй,а настоящий мужчина. 

 

Дата последнего обновления страницы 14.11.2017
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»