Консультации для родителей

 

 

Консультации для родителей

 

 

"Подготовка ребёнка к школе"

 

 

  «Семья для ребенка – это источник общественного опыта.

Здесь он находит примеры для подражания и здесь

                                                  происходит его социальное рождение.

                                  И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение,

          то должны решать эту проблему «всем миром»:

                                     детский сад, семья, общественность»

                                                                                         

        В.А. Сухомлинский

 

         Дети очень быстро растут. И вот ваш ребенок, вчерашний малыш, уже стал большим, скоро пойдет в школу. У многих родителей поступление в школу вызывает опасения, тревогу. И неслучайно, ведь это переломный момент в жизни ребенка: резко меняется весь его образ жизни, он приобретает новое положение в обществе.

 

       Подготовка к школе – процесс многоплановый. Следует отметить, что начинать заниматься с детьми следует с младшего дошкольного возраста, и не только на специальных занятиях, но и в самостоятельной деятельности ребят – в играх, труде, общении со взрослыми и сверстниками.

        Вся дошкольная жизнь готовит ребенка к школе, а не только последний год перед школой.

 

Готовность ребенка определяется его

        - физическим  развитием

        - психическим развитием

        - состоянием здоровья

        - умственным  развитием

        - личностным развитием.

 

        Учёные выделяют разные виды готовности к школе.

 

1.     Психологическая готовность.

 

        Прежде всего важна психологическая готовность. Она заключается в том, что у ребенка уже к моменту поступления в школу должны сформироваться психологические черты, присущие школьнику. Итогом развития в дошкольном детстве являются только предпосылки этих черт, достаточные для того, чтобы приспособиться к условиям школы, приступить к систематической учебе. К таким предпосылкам относятся желание стать школьником, выполнять серьезную деятельность, учиться. Это желание появляется к концу дошкольного возраста у подавляющего большинства детей. Оно связано с очередным кризисом психического развития, с тем, что ребенок начинает осознавать свое положение дошкольника как не соответствующее его возросшим возможностям, перерастает удовлетворяться тем способом приобщения к жизни взрослых, который ему дает игра. Он психологически перерастает игру, и положение школьника выступает для него как ступенька к взрослости, а учеба – как ответственное дело, к которому все относятся с уважением.

         Важная сторона психологической готовности ребенка к школе – достаточный уровень его волевого развития. Ученику приходится включать произвольное внимание, произвольную память, поскольку в учении есть и обязательные, «скучные» моменты. Произвольность познавательной деятельности начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте, к моменту поступления в школу она еще не достигает полного развития. Ребенку трудно длительное время сохранять устойчивое произвольное внимание, заучивать значительный по объему материал и т.д.

          Ребенок, у которого в дошкольном детстве развиты все психические процессы,  успешен в школе.

 

2.     Физическая готовность. 

 

          На самом деле самая тяжелая нагрузка в школе – это необходимость сидеть 40 минут урока. Это требует значительных усилий и напряжения всего организма. Если ребенок здоров, хорошо развит физически, у него нет отклонений в развитии, тогда он выдержит любую программу. Ослабленный ребенок быстро устает, не выдерживает нагрузку, становится не работоспособным. Поэтому так важна физическая подготовленность.

           Итак, в первую очередь надо позаботиться о здоровье ребёнка. Плавание, прогулки, велосипед - это занятия, способствующие будущему успешному вступлению в школьную жизнь.

 

3.     Эмоционально-волевая готовность.

 

           Нравственно-волевые качества будущего первоклассника: настойчивость, трудолюбие, прилежание, усидчивость, терпение, чувство ответственности, организованность, дисциплинированность. Именно от них зависит,  будет ли ребенок учиться с удовольствием или учеба превратится для него в тяжкое бремя. Дети, которые не обладают этими качествами, не собраны на занятиях, не стремятся добывать знания, схватывают лишь то, что дается им без особых усилий.

            Когда ребенок не боится совершать ошибки, он учится их преодолевать. Когда он учится преодолевать трудности в учебе, в научении, у него повышается самооценка. Он приучается ограничивать свои желания, преодолевать трудности, его поведение уже не носит импульсивный характер.

            Важно, чтобы ребенок развивал в себе волевые качества. Для этого его нужно приучать любое начатое им дело доделывать до конца.

            Родителям нужно уметь поддержать, подсказать, а не выполнять задание за ребенка. Любое давление со стороны родителей может у него вызвать нежелание и страх.

            Поэтому так важны доверительные и позитивные отношения в семье.  

 

4.     Интеллектуальная  готовность.

 

            Это способность ребенка быть внимательным, быстро входить в рабочую зону, то есть с первой секунды включаться в рабочий процесс. Очень важно, чтобы ребенок умел удерживать в голове поставленную педагогом задачу, уметь анализировать и давать ответ (результат), и к тому же уметь самого себя проверить. Иметь хорошую развитую речь, уметь мыслить и рассуждать, и, конечно, иметь широкую познавательную базу. Самый важный способ развития (относящийся и к речи, и к вниманию, и к общению, и к памяти, и к воображению, и еще ко многому другому) - читать ребенку книги.

            Готовность к школе предполагает и определенный уровень умственного развития. Ребенку необходим запас знаний. Родителям следует помнить, что само по себе количество знаний или навыков не может служить показателем развития. Школа ждет не столько образованного, сколько психологически подготовленного к учебному труду ребенка. Значительно существеннее не сами знания, а то, как дети умеют ими пользоваться, применять их при решении тех или иных задач. Родителей порой радует, что ребенок запомнил  стихотворение или сказку. Действительно, у детей очень хорошая память, но важнее для умственного развития понять текст, суметь пересказать его, не исказив смысла, когда ребенок считает до ста и даже более. Не нужно увлекаться счетом до бесконечности. Важно познакомить ребенка с понятием числа как выражения количественной стороны любых явлений, помочь в пределах пяти. Это относится к детям старшего дошкольного возраста. Бывают случаи, что ребенок решает сложные примеры и задачи, выходящие за пределы первого десятка, на элементарный вопрос педагога: «Что больше – один или два», не может ответить. Часто дома дети пользуются калькулятором или компьютером, они просто запоминают результаты, а счетная деятельность у них не развита.

        Проводите с детьми наблюдения, беседы, позвольте ему почувствовать себя первооткрывателем. Например, наблюдайте вместе  с ним за облаками, находите в них сходство с фигурками людей и животных; «измеряйте» глубину лужи, наблюдайте за явлением природы.

 

5.     Социальная готовность.

 

         Социальная зрелость – умение ребенка строить отношения со своими сверстниками и умение с ними общаться, а также он должен понимать и исполнять особую роль ученика. Эти умения должны быть уже сформированы. Когда ребенок социально не зрел, то у него и доска плохая, и Петя помешал, то есть, виноваты все, только не он. Он боится, что его будут ругать, оценивать в негативной форме. И ребенок вынужден защищаться. Уважение и доверие к ребенку должны определять позицию родителей. Это создаст ребенку ощущение психологического комфорта, защищенности, уверенности в своих силах, поможет пережить самый стрессовый класс. Ведь каждый день нужно быть готовым к урокам, внимательным, выдерживать нагрузку, смену деятельности.

 

6.     Мотивационная готовность к школе.

 

           У ребенка должна быть сформирована «внутренняя позиция школьника». Именно подготовительная группа детского сада позволяет сменить игровую позицию на учебную. Происходят качественные изменения в психической сфере. От позиции дошкольника «я хочу» ребенок переходит к позиции школьника «надо». Он начинает понимать, что в школе применяются правила, оценочная система. Обычно готовый к обучению ребенок «хочет учиться».

                      

 ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,

Консультацию подготовили воспитатели подготовительной

логопедической группы «А»:

Иванова И.П., Егорова Л.С.

 

                       

 

 

 

 

 

...........................................................................

Вас консультирует воспитатель старшей логопедической группы:

Егорова Лариса Сергеевна

 

         «Развивайте речь дошкольника»

 

     Вашему ребенку шесть лет. Вы замечаете, как много новых слов и целых выражений появилось в его речи. Вас радует, как живо и разнообразно он стремится выразить свою мысль, в его речи появились сложные предложения. Но вслушайтесь в речь сына, дочери и вы заметите, сколь скудны еще понятия ребят о живой и неживой природе, о событиях, явлениях, происходящих в окружающей жизни. Не хватает слов и для передачи знакомой сказки, рассказа.

     Познавая окружающий мир, ребенок постоянно задает бесконечные «почему». Утомительно отвечать на вопросы детей. Но отвечать надо, и отвечать терпеливо, серьезно. Не удовлетворяя детские «почему» , мы глушим любознательность, не даем поводов к дальнейшему размышлению, тормозим развитие . В повседневном общении с ребенком мы обогащаем его словарь. Ненавязчиво, без принуждения можем многому его научить. Попробуйте начать с загадывания загадок. Дети не сразу начинают понимать смысл даже простой загадки. Игры на описание самых разных предметов, находящихся  в доме, на улице, становятся подготовительным этапом в понимании смысла, заложенного в загадках, оказываются прекрасным средством обогащения словаря детей. Например в играх «  Кто больше назовет» , « Кто больше скажет о предмете» требуется не только назвать предмет, вещь, игрушку, явление, но как можно полнее описать , перечислить признаки, качества, детали, заметить цвет и его оттенки (мяч красный, круглый, большой, им играют, упругий, резиновый, скачет по полу). Играть можно по дороге в детский сад и обратно, вечером на кухне во время приготовления ужина, во время прогулки одевания.

     Детей затрудняет обобщения, классификация предметов. Для закрепления название овощей, их качества, цвета, величины, вкуса можно в течении 7-10 минут поиграть в игру «Чудесный мешочек», отгадывание предметов на ощупь. Используйте подходящие ситуации для того, чтобы поиграть, поговорить с ребенком, обогащайте его словарь, развивайте речь. Гуляя по лесу, парку составьте с ребенком небольшой описательный рассказ.

     Художественная проза и поэзия пробуждают в ребенке лучшие чувства, такие как доброта, сочувствие, сопереживание, учат замечать настроение, состояние героев, вызывают протест против несправедливости, желание помочь, защитить. Как жаль, что ушла в прошлое хорошая традиция старых русских интеллигентных семей- коллективное чтение в слух. Его заменили радио, телевизор, видеосистемы. Но именно общие переживания прочитанного объединяли семью, рождали общие интересы, воспитывали любовь к литературе.

     Пробуждайте детей к рассказыванию. Темы для самостоятельных детских рассказов подсказывают прогулки, экскурсии в лес, праздники, интересные случаи, события. Описывая свои впечатления, ребенок убеждается в том, что обо всем можно рассказывать живо и интересно. Будьте прилежными слушателями, заинтересованными и внимательными, помогите, если ребенок затрудняется в выражении мысли.

     Интересные рассказы могут получится при составлении писем бабушке с дедушкой, товарищу или ребятам в детский сад, во время длительной болезни. Можно сделать альбом, куда вы будете записывать ребячьи рассказы. Разрешите ребенку самому иллюстрировать его. Приятно показать свои сочинения друзьям, знакомым семьи или перечитать их много лет спустя.

 

  

Консультацию подготовила

                                                                    и провела

                                                              воспитатель: Егорова Л.С.

                                                              

       

  

 

 

.............................................

Вас консультирует воспитатель старшей логопедической группы:

Иванова Ирина Павловна

 

 

 

 

                     «КАК НАУЧИТЬ РЕБЁНКА

                                             СЛУШАТЬ И ЧИТАТЬ

                                                                          С К А З К И»          

 

                            Уважаемые родители!

       Сказка – самый удивительный жанр устного народного творчества.

    В ней всё необычно и всё возможно. Через сказку ребёнок получает 

    представление о добре и зле, о ценностях материальных и духовных,

    о жизни как свершении самых дерзновенных мечтаний во имя любви

    и правды.

    Сказка – великая сила, но ребёнка нужно учить вдумчиво слушать

    и читать её. Для этого есть разные способы.

        Чтение вслух. Полнота восприятия сказки во многом зависит от того,

    насколько глубоким окажется проникновение в текст, насколько

    выразительно вы донесёте образы персонажей, передадите и моральную

    направленность, и остроту ситуаций, и своё отношение к событиям.

    Дети чутко реагируют на интонацию, мимику, жест.

         Повторное чтение.Читать и рассказывать сказки надо неоднократно.

    При первом прослушивании впечатления часто бывают неточными.

    Во время повторных прослушиваний впечатления углубляются, сила

    эмоциональных переживаний нарастает, так как ребёнок вникает в ход

    событий, яснее становятся для него образы сказочных персонажей,

    их взаимоотношения, поступки.

         Пересказ и беседа по сказке позволяют лучше понимать и запоминать

    содержание. Однако не пытайтесь сразу напрямую объяснять своими

    словами содержание и мораль сказки. Это может разрушить обаяние

    художественного произведения, лишить ребёнка возможности прочувст-

    вовать то, что он ещё не может осмыслить.

        Знакомство с вариантами. Полезно знакомить ребёнка с вариантами

    сказок. Дети тонко подмечают оттенки в сюжетах, в характерах и

    поведении персонажей. Идёт переоценка услышанного ранее.

    Внимательнее дети начинают слушать и другие сказки, вникать 

    в события, характеры. У них могут появиться и свои собственные

    придуманные варианты сказок.

         Рассматривание иллюстраций учит замечать художественные

    детали, понимать характеры сказочных героев и их взаимоотношения,

    чувствовать гамму красок, их эмоциональную выразительность,

    проникаться чувствами и настроениями, которые выражает рисунок.

    Многому научит приём сопоставления иллюстраций разных художни-

    ков. Это помогает детям увидеть новое в уже знакомом, глубже

    понять смысл сказки. Художник рисунком может многое подсказать

    ребёнку - надо только научиться вглядываться в детали.

 

                 СКАЗКИ, РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ДЛЯ ЧТЕНИЯ

                           СТАРШИМ ДОШКОЛЬНИКАМ

 

                                          Народные сказки

                 « Крылатый, мохнатый да масляный» (обр. И.Карнауховой)   

                 « Лисичка – сестричка и серый волк» (обр. О.Капицы)

                 « Кот – воркот; Котофей Котофеевич»(обр. И.Карнауховой)

                 « Сивка – бурка» (обр. М.Балатова)

                 « Хаврошечка» (обр. А.Толстого)

                 « Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» (обр.А.Толстого)

                 « Царевна – Лягушка» (обр.М.Булатова)

                 «Василиса Прекрасная» (обр. Афанасьева)

                        

                                               Авторские сказки

      А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

                         «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем

                          богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной

                          царевне Лебеди»

      П.Ершов  «Конёк – горбунок» (ч.1)

      С.Аксаков «Аленький цветочек»

      В.Одоевский «Мороз Иванович»

      К.Ушинский «Никита Кожемяка»

      А.Ремизов «Зайка»

      В.Гаршин «Лягушка – путешественница»

      Д.Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца – Длинные Уши –

                                        Косые глаза – короткий хвост»;        

                         «Серая шейка»

      Н.Телешов «Крупеничка»

      П.Бажов «Серебряное копытце»

      В.Бианки «Хвосты»; «Как Муравьишка домой спешил»

      К.Паустовский «Дремучий медведь»

      С.Маршак «Двенадцать  месяцев»

      Х.К.Андерсен «Стойкий оловянный солдатик» (пер. с датского

                                                                                         А.Ганзен)

      Р.Киплинг «Рикки-Тикки-Тави» (пер.с англ. К.Чуковского)

      «Как было написано первое письмо» (пер.с англ.К.Чуковского)

      О. Уайльд «Мальчик – звезда» (пер.с англ. Т.Озерской)

      Д.Родари «Мышка, которая ела кошек»

      Д.Биссет «Про тигрёнка Бинки, у которого исчезли полоски»

                       (пер.с англ. Н.Шерешевской)

 

Дата последнего обновления страницы 13.07.2017
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»